Программа «Ура! Каникулы!» является комплексной программой и направлена на организацию отдыха детей и подростков, как в черте города, так и за городом. Учитывая социально-экономические условия и то, что не у всех родителей есть возможность вывозить детей на оздоровление в санаторно-курортные регионы страны и республики, необходимо предпринять все возможные попытки восстановить здоровье детей за счет правильной организации отдыха. Необходимо применить широко известную формулу «соединить приятное с полезным». Суть данной программы в том, что, используя малозатратные формы организации летнего отдыха такие, как городской педагогический отряд мы можем создать условия для полезного и интересного отдыха.
Городской педагогический отряд создается из студентов, старших школьников и сотрудников учреждений дополнительного образования. Участниками программы являются вожатые ГПО (от 14 и более лет) и юное население города от 3 до 17 лет.
Опыт работы в данном направлении в других регионах страны показал, что потенциал использования такой малозатратной формы, как городской педагогический отряд в организации летнего отдыха огромен.
Условия взросления современного ребенка таковы, что ребенок попадает в «виртуальный мир»: компьютер и компьютерные игры, телевидение и бесконечное множество телевизионных продуктов, Интернет.
Одним из важных условий нормального взросления является свободное, нерегламентированное общение, возможность проявления инициативы, совершения действия, проявления себя как части общества и как личности. Особенно важно ощущение себя как полноправной, свободной личности. Именно такие возможности создать себе адекватную самооценку дает игра, в игре человек примеряет на себя разные роли, пробует свои силы, находит пути решения задач, выходы из различных ситуаций.
Двор – это важный фактор социализации личности. Он дает опыт общения в условиях, когда дети практически предоставлены себе, опыт коллективного взаимодействия, сопереживания. Организация жизнедеятельности в среде двора обуславливает процесс зарождения дворового, соседского сообщества. С одной стороны двор это продолжение квартиры, а значит безопасно, с другой во дворе много людей, а значит ситуаций, моделей поведения. Вывод во дворе безопасно строить отношения. А если ребенок научился строить отношения во дворе, значит, он вполне социализовался и дальше будет строить отношения с гуманистических и безопасных позиций.
Организация работы с детьми именно во дворе решает самую главную задачу – гармоничного развития личности ребенка.
- Цели и задачи программы
Цель: Организация познавательного и оздоровительного отдыха детей и подростков в период летних каникул.
Задачи:
— обеспечение организованного, безопасного и малозатратного отдыха и оздоровления детей и подростков;
— трудоустройство подростков и молодежи на летний период;
— содействие профилактики наркомании, алкоголизма и прочих асоциальных явлений в детской и подростковой среде;
— организация досуга массового характера.
- Направления деятельности программы
Деятельность программы организуется по трем направлениям:
Образовательное, включает в себя квалифицированную подготовку вожатых городского педагогического отряда (семинарские занятия и инструктивный лагерь);
Игровое, название игровое направление носит чисто номинальный характер и включает в себя: игровые программы, прокат скейтов и роликов и, объединено в одну площадку «Играй, город!». Основной идеей работы, которой является занятия играми на свежем воздухе и развитие творчества у детей и подростков.
Познавательное и оздоровительное, данное направление работы является комплексным, потому что решает сразу несколько задач.
— организация и проведение экскурсий;
— организация и проведение походов выходного дня;
— организация и проведение «веревочного курса»;
— организация и проведение интерактивной игры «В поисках приключений».